12:00Время (Берлин) Разница с Москвой -2 |
1,49 млн.Население, чел. |
+49 89Телефонный код | 310Площадь км2 |
Сейчас | Завтра |
+8...+18 | +4...+14 |
80 % влажности | 80 % влажности |
0.6 м/с ветер СВ | 0.6 м/с ветер СВ |
Замок Нойшванштайн
В юго-восточной части Баварии, рядом с австрийской границей, примерно в полутора сотнях километров от Мюнхена затаился маленький городок Фюссен. Он является конечным пунктом знаменитого маршрута «Романтическая дорога», пролегающего от реки Майн через всю Баварию и Швабию до северных Альп. Одновременно с этим из Фюссена начинается путь в Тироль, регион на западе Австрии, благодаря чему город часто посещают туристы, желающие попасть в Альпы.
Но это небольшое поселение пользуется известностью не только как транзитный пункт. В его окрестностях можно полюбоваться великолепной природой: равнины и густые леса переходят тут в горы, в долинах текут чистые и полноводные реки, а на склонах холмов раскинулись уютные деревушки. И среди милых пасторальных пейзажей возвышаются два сказочных дворца: замки Нойшванштайн и Хоэншвангау.
Название первого из них с немецкого можно перевести как «Новый лебединый утёс». Несмотря на кажущуюся неказистость этого сочетания слов в русском языке, в оригинале оно несёт в себе поэтическую возвышенность и чувственность. Недаром считается, что Нойшванштайн был построен в стиле романтизма — это направление как отдельный архитектурный вектор не выделяется, однако в европейском искусстве XIX века оно властвовало над всеми прочими течениями.
До 1869 года на территории этого замка находились развалины существовавших ранее крепостей. Их было две, и обе носили название Швангау. Один из последних баварских королей Людвиг II из династии Виттельсбахов, запомнившийся в истории благодаря своему эксцентричному характеру, повелел опустить на несколько метров скалы, на которых находились руины, путём произведения взрывных работ. Это место было выбрано для возведения дворца под руководством высокопоставленного архитектора Эдуарда Риделя, служившего при виттельсбахском дворе. Работы завершились только к 1886 году.
Здание получилось весьма масштабное, и тем оно прекраснее, чем лучше видно окружающие его бескрайние поля и луга, горы и леса — всё это создаёт удивительно гармоничную композицию, примиряющую вечных противников — человеческий гений и гений природы. Лучший вид на дворец открывается с моста Мариенбрюке (мост Марии), расположенного неподалёку.
Экстерьер Нойшванштайна можно смело назвать сказочным — дворец отличается удивительной красотой, а его башенки с острыми шпилями, покрытые тёмной черепицей и выложенные из светлого камня, великолепно смотрятся на фоне окружающих лесов и холмов. Лебединая тематика одним названием здесь не ограничивается: изображения этих гордых птиц присутствуют тут в ряде элементов декора — скульптурах, флюгерах и немногочисленных барельефах.
Внутреннее убранство дворца стало предметом оживлённых обсуждений сразу же после окончания строительства. В конце XIX века даже выпускались почтовые открытки с фотографиями интерьеров Тронного, Праздничного и Песенного залов. Оформление помещений являет собой сочетание иллюстраций к операм Рихарда Вагнера, фанатом которого был Людвиг II, с христианскими мотивами (любопытно, что на картинах Вильгельма Хаусшильда, размещённых во дворце, образы Христа, Иоанна Крестителя, Богородицы и апостолов переплетаются с личностями баварских королей, поставленных в один ряд со святыми) и сюжетами древних германских сказаний. Разумеется, материалы в отделке залов и коридоров замка были использованы только самые дорогие и роскошные — отборные сорта дерева, бархат и шёлк, венская мозаика, мрамор и лазурит.
Король Людвиг II Баварский, увы, скончался ещё до завершения строительства своего главного детища. Поэтому дворец практически сразу получил статус достопримечательности и был включен в маршрут «Романтической дороги» — такое решение позволило баварской казне существенно пополниться за счет туристов, желавших посмотреть на прекрасный Нойшванштайн. В 1930-е начиная с даты 50-летней годовщины со дня смерти Вагнера и заканчивая конфронтацией с Польшей в 1939, приведшей к разрушительной Второй мировой, в залах дворца устраивались концерты классической музыки.
Во время войны здесь хранилась часть запасов золота Рейхсбанка, но в начале мая 1945 года она была вывезена — куда именно неизвестно. Впрочем, поговаривают, что ее утопили в ближайшем же озере. Также замок в те тяжёлые годы служил хранилищем для украденных из разных городов Европы драгоценностей, предметов мебели, украшений и редких картин, предназначенных лично для Гитлера.
Вклад Нойшванштайна в культуру трудно переоценить, считается даже, что именно атмосфера этого места вдохновила великого русского композитора Петра Чайковского на создание «Лебединого озера». Еще эта крепость послужила прообразом замка Спящей красавицы в Диснейленде, расположенном в Париже, также дворец фигурирует в нескольких компьютерных играх, к примеру, The Beast Within и Civilzation V.
Сегодня Нойшванштайн является одной из самых известных достопримечательностей не только лишь Баварии, но и всей Германии. Большая часть туристов, отправляющихся из Мюнхена к Альпам, спешит прежде всего увидеть именно это рукотворное чудо. И познакомиться поближе с любопытными эпизодами истории этого великолепного дворца путешественникам помогает аудиогид, поддерживающий, кстати, русский язык.