17:31Время (Брюссель) Разница с Москвой -1 |
0,50 млн.Население, чел. |
+32 3Телефонный код | 204Площадь км2 |
Сейчас | Завтра |
+8...+16 | +3...+18 |
93 % влажности | 93 % влажности |
1.7 м/с ветер С | 1.7 м/с ветер С |
Церковь Святого Якова (St. James' Church)
Практически из любой точки исторического центра Антверпена виден Кафедральный собор. Кажется, что с ним не сравнится ни один другой храм в городе, но это не так. Совсем неподалеку можно отыскать яркий образец брабантской готики — St. James' Church (или церковь Святого Якова). Интересно, что изначально обитель задумывалась даже выше двух башен главного собора города. Но видимо, что-то пошло не так.
Задолго до возведения церкви на этом месте стояла часовенка. В ней на пути к захоронению святого Джеймса Великого, что расположилось в Сантьяго-де-Компостела, останавливались паломники. Постепенно часовня превратилась в скромную приходскую церковь, но в планах уже был роскошный и просторный готический храм.
В конце XV века началось его строительство, продлившееся более 50 лет. Проектом сперва руководил Германван Вагемакер, затем — зодчий Келдерманс. Под конец работ на смену готике пришла мода на барокко, так что в интерьере решили следовать новым веяниям. Получилось устремленное ввысь сооружение, серое и мрачное снаружи, но светлое и изящное внутри. Мощные колонны поддерживали хрупкий скелет здания, а стрельчатые окна придавали ему утонченный вид. Не забыли и про паломников — если приглядеться, в декоре церкви можно встретить их атрибуты, например, посох, флягу для воды, плащ апостола Иакова и морские раковины — символ странствующего богомольца. Единственная башня обители, правда, так и не вознеслась выше кафедральной, но и так получилось здорово.
К сожалению, оригинальное убранство пострадало во времена иконоборческих перипетий XVI века от рук протестантов. Его смогли восстановить лишь столетие спустя, зато обновленный интерьер из дерева и мрамора дожил до наших дней. Его удалось сохранить даже во время французской оккупации — надо отдать должное священнику, поклявшемуся в верности идеалам захватчиков. Поощряя его преданность, французы не стали разорять церковь.
Сегодня в храме можно увидеть старинную центральную кафедру работы Лодвейка Виллемсена, резные деревянные хоры и богатый главный алтарь, повествующий о вознесении на небеса святого Иакова — все это появилось здесь в XVII веке. Кроме того, примечательны 23 здешние капеллы. Одни из них посвящены различным гильдиям, часто жертвовавшим церкви, другие — библейским персонажам и сюжетам, например, Деве Марии, Святому Причастию. Третьи же принадлежат богатым и известным людям вроде семьи Рубенса или Франциско Маркоса де Веласко, испанского командира Антверпенской цитадели. В этих капеллах располагаются захоронения знатных горожан.
Усыпальница Питера Пауля находится за главным алтарем храма. Здесь же, в фамильном склепе, захоронены еще как минимум десять членов семьи великого художника. Полотно на надгробии было написано самим Рубенсом. На нем изображены Богоматерь и маленький Иисус. Слева на картине можно отыскать мужчину в латах. Это святой Георгий, но многие видят в нем черты художника. Кто знает, быть может, изображение святого изначально задумывалось как автопортрет?