22:17Время (Брюссель) Разница с Москвой -1 |
0,50 млн.Население, чел. |
+32 3Телефонный код | 204Площадь км2 |
Сейчас | Завтра |
+8...+16 | +3...+18 |
93 % влажности | 93 % влажности |
1.7 м/с ветер С | 1.7 м/с ветер С |
Музей Плантена-Моретуса
Бывает, гуляешь по историческому центру Антверпена, смотришь на других людей, на красивые отреставрированные дома — выдающиеся памятники архитектуры, заглядываешь в музеи, кафе и магазины, но каждый раз проходишь мимо чего-то по-настоящему захватывающего. А стоит только заглянуть за ничем не примечательный фасад здания на улице Vrijdagmarkt, как перед вами откроется уютный дворик, окруженный старинными домами, увитыми плющом. Именно здесь хранится уникальная экспозиция, посвященная зарождению печатного дела в Бельгии. Это Музей Плантена-Моретуса, и в нем вы непременно пропадете на несколько часов.
История началась в середине XVI века, когда Кристофа Плантена, преуспевающего переплетчика книг, ранили шпагой на улице Антверпена, перепутав с кем-то другим — так сказать, обыденная стычка с подвыпившими людьми. С тех пор на его физическую деятельность были наложены ограничения. Однако прощаться с книгами Плантен не спешил.
В 1579 году он приобрел дом, выполненный в стиле фламандского ренессанса, и запустил тут печатные станки. Это была первая в мире типография, заработавшая в промышленных масштабах. Только представьте, что в год здесь появлялось около 45 изданий, а это немалая цифра для XVI века.
Дом, купленный Плантеном, расширялся и достраивался вместе с успешно развивавшимся бизнесом. Чтобы работать было удобнее, он тут же и поселился со своей семьей. Так зародилась целая династия типографов. Продолжил дело зять Плантена — Ян Моретус. А в 1876 году уже Эдвард Моретус продал старинное здание вместе со всем содержимым правительству Антверпена.
В скором времени в доме открыли музей. В дополнение к увитым плющом фасадам во внутреннем дворике разбили зеленый сад. В самом здании сохранили все, что осталось от хозяев: гобелены, обтянутые кожей и отделанные золотыми узорами деревянные панели, фламандскую резную мебель и, конечно же, картины Рубенса. Известный художник был близким другом семьи типографа, писал их портреты и даже иллюстрировал книги.
Расположение помещений внутри музея кажется удивительным. Из корректорской комнаты вы выйдете на кухню, а из зала, где иллюстрировали книги, прямо в спальню. Ну, а оттуда — в цех по отливу шрифтов. Комнаты для работы и отдыха соседствуют друг с другом, подчеркивая, насколько прочно типографское дело вошло в обыденную жизнь семьи.
Экспозицию музея составляют старейшие в мире печатные станки и шрифт-кассы — ряды небольших ящиков, в которых находятся металлические буквы, знаки препинания, ноты и так далее. Все в идеальном состоянии, и если б понадобилось, работа могла бы возобновиться в любое время.
Кроме того, в доме имеется обширная библиотека. В ней собрано около 30 000 изданий. Среди них и первые образцы, напечатанные в типографии Плантена, и древние рукописи, и атласы, и картографические глобусы, и даже бухгалтерские расчеты предприятия — а они многое могут рассказать об экономической истории города. Жемчужинами собрания считаются Библия на пяти языках и манускрипт XV века «Хроники Жана Фруасара».
Напоследок загляните в книжную лавку. Она ровно такая же, какой и была при Моретусах: деревянные полки, длинный прилавок с весами и гирьками. А вот и сложенные в стопку листы непереплетенных томов — их тоже продавали. А как вам перечень запрещенных книг рядом со списком цен на школьные учебники?