12:55Время (Прага) Разница с Москвой -1 |
1,24 млн.Население, чел. |
+420 2Телефонный код | 496Площадь км2 |
Визовая политика: требуется виза
Сейчас | Завтра |
+8...+18 | +4...+13 |
71 % влажности | 71 % влажности |
0.6 м/с ветер СЗ | 0.6 м/с ветер СЗ |
Скульптура «Каменный гость»
У стен Сословного театра посетителей ожидает диковинный привратник — «Каменный гость». С виду он представляет собой фигуру, плотно закутанную в плащ, но присмотревшись, мурашки пробегут по коже — под одеянием из бронзы никого нет… Можно так и остаться в неведении, что же символизирует эта статуя, если только не заметить надпись на табличке внизу. А она гласит: «Изваяние воплощает призрачного Командора, героя оперы Моцарта «Дон Жуан, или Наказанный развратник». Прочитав дальше, окажется, что в этих стенах в XVIII веке прогремела премьера шедевральной постановки австрийского композитора, причем руководил оркестром тогда сам маэстро.
По сюжету знаменитой драмы, отец, защищая доброе имя дочери, погибает на дуэли с Доном Жуаном, но возвращается из мира мертвых в облике надгробной статуи, чтобы вершить месть. Персонаж беспокойного призрака и вдохновил в 2000 году чешского скульптора Анну Хроми на создание монумента у столичного театра. Но одним изваянием она не ограничилась и впоследствии создала целую серию «Плащей совести», появившихся во многих уголках мира. По замыслу мастера, пустота, обрамленная накидкой из бронзы, не ограничивается идеей мести, а может воплощать любые переживания, остающиеся в нас после смерти близких людей. Горе, воспоминания, искусство, любовь — материально ничего этого уже не существует, но как эмоции они еще влияют на действия живых, что и олицетворяют складки плаща поверх невидимого духа. Такой подход позволяет каждому наделять содержимое одеяния любыми чувствами и делает завораживающую статую отражением многогранности нашей души.
При этом сгорбленная фигура работы Хроми отчасти рушит стереотипный образ «Каменного гостя» и вызывает, скорее, сострадание и скорбь, нежели ощущение угрозы и возмездия. Но зрители театра и по сей день жалуются, что бесплотность бронзовой скульптуры их пугает, а значит, автор постарался над своим детищем на славу. Ведь если искусство призвано пробуждать воображение, то «Каменный гость» справляется с этим на ура.