16:32Время (Сараево) Разница с Москвой -1 |
0,37 млн.Население, чел. |
+387 33Телефонный код | 141Площадь км2 |
Сейчас | Завтра |
+6...+21 | +6...+12 |
95 % влажности | 95 % влажности |
0 м/с ветер Ю | 0 м/с ветер Ю |
Церковь Святого Иосифа
Интересный контраст можно наблюдать в районе площади Карла Паржика в Сараево. В одной линии с современными зданиями невероятных форм, состоящих из стекла и бетона и сияющих яркими вывесками, размещается строгая светло-серая постройка. Речь идет о церкви Святого Иосифа, а такое нестандартное соседство ему лишь на пользу — его строгая классическая архитектура смотрится на фоне чудес современной дизайнерской мысли еще более элегантно.
Храм этот относительно молод, он был построен уже во времена, когда Сараево стал столицей Югославии. Идея появилась почти сразу после рождения нового государства — в 1918 году, однако долгие 15 лет она так и оставалась лишь мыслью. Лишь в 1933 участок для строительства церкви был куплен, а из Вены пригласили архитектора Отто Шоттенбергера. Но тут неожиданно взбунтовалась общественность во главе с местными инженерами. Они считали, что справедливо будет предоставить работу кому-нибудь из сараевских талантов. Пришлось придумывать предлоги, чтобы отказаться от идей зарубежного архитектора. Новый проект поручили разработать господину Ловренчичу. Однако и его вариант церкви так и не был утвержден. Словенец Йосип Плечник разработал третью концепцию храма. И она казалась хороша всем ровно до момента подсчета затрат. Увы, сумма в несколько раз превышала запланированную — и проект отправился на полку.
Решив больше не рисковать, местный архиепископ посетил Ватикан. И оттуда привез проект церкви, которую должны были построить в Риме, однако планы так и не были реализованы. Карлу Пражику, самому на тот момент влиятельному архитектору города, показали чертежи, и велели довести их до ума и адаптировать под местные условия. Наконец, в 1936 году началось долгожданное строительство. А уже в 1940 храм распахнул двери для прихожан.
Относительно небольшое, в два высоких этажа, здание из светлого кирпича смотрится элегантно и привлекает внимание. Здесь отсутствуют лишние детали. Красивый вход-портал, украшенный резьбой, ведущая к нему белоснежная лестница, стрельчатые окна, каменный крест на крыше. С правой стороны — башня-колокольня, примерно в два раза выше основного здания. Никаких статуй, барельефов, лепнины, никакой игры цветов, но этого всего храму и не нужно. Он кажется именно таким, каким и должен быть.
Внутреннее убранство поражает скромностью, сдержанностью, и вместе с тем уютом и «теплой» красотой.
Замечательные фрески и витражи. Увы, большинство из последних — искусные копии 50-х годов. В 1945 в Сараево взорвался склад боеприпасов — почти все стекла в храме просто вылетели. Их восстанавливали по чертежам автора, художника Ивана Маринковича.
Невероятно хороши и алтари: Сердца Иисусова, работы местных скульпторов, и Святого Иосифа, который даровал церкви папа Пий XII в честь завершения строительства.