15:43Время (Варшава) Разница с Москвой -2 |
632Население, чел. |
+48 71Телефонный код | 292Площадь км2 |
Сейчас | Завтра |
+8...+20 | +4...+13 |
81 % влажности | 81 % влажности |
1.1 м/с ветер ЮВ | 1.1 м/с ветер ЮВ |
Скульптурная композиция «Переход 1977—2005»
Скульптурная композиция «Переход 1977—2005» представляет собой масштабное произведение ваятеля Ежи Калины, считающееся самым известным памятником Вроцлава. Его установили в 2005 на пересечении улиц Маршала Пилсудского и Швидницкой — именно здесь холодной зимой 1981-1982 годов проходили массовые акции протеста движения «Солидарность». Тогда участники этой организации и простые граждане Польши были возмущены экономическими проблемами в стране, а прежде всего — введением в регионах военного положения.
В ночь с 12 на 13 декабря 1981 года в стране были заключены под арест более 5 000 человек. В последующие месяцы их количество увеличилось в 8 раз и достигло поразительной цифры в 40 000. Не каждому из них удалось вырваться из мрачных застенков зданий польских спецслужб, а приведённая в состояние тотального страха страна оправилась от такого потрясения далеко не сразу.
В память о мрачных месяцах «стана военного» в 2005 году и была установлена эта скульптурная группа. На одной стороне перекрёстка Швидницкой улицы и улицы Пилсудского семеро бронзовых человек, включая мужчин и женщин, и даже ребёнка в коляске, спускаются под землю, исчезая в несуществующем переходе. Это символизирует как репрессии государства, так и подпольную активность недовольных жителей страны. С другой стороны улицы те же семь фигур поднимаются вверх, к свету. Это метафорически обозначает конец политического кризиса, перерождение страны и возвращение её к мирной, спокойной и стабильной жизни. К счастью, Польше действительно удалось преодолеть этот труднейший период.
Любопытно, что черты лиц фигур скульптурной композиции её автор, Ежи Калина, позаимствовал у своих родных и знакомых. Это неудивительно, ведь скульптор оказался в гуще событий 80-х годов, а аресты и преследования коснулись в том числе его близких. Талант автора проявился в необычной для уличных памятников проявлении тематики трагичности и пронзительности. Нечто подобное — в гораздо больших масштабах, конечно — можно испытать, посетив мемориалы, посвящённые Холокосту. Тем не менее скульптура «Переход 1977—2005» позволяет полнее понять и как будто самому пережить те страшные события. И это важно, ведь, как известно, тот народ, который не помнит свою историю, обречён переживать её вновь и вновь. А благодаря таким монументам никто и ничто не оказывается забытым.
Как добраться: композиция расположена на углу улиц Маршала Пилсудского и Швидницка.