12:44Время (Осло) Разница с Москвой -1 |
0,62 млн.Население, чел. |
+47 22Телефонный код | 454Площадь км2 |
Сейчас | Завтра |
+6...+12 | +6...+13 |
90 % влажности | 90 % влажности |
0.6 м/с ветер ЮЗ | 0.6 м/с ветер ЮЗ |
Судно Йоа
Неизведанные земли, захватывающие приключения и неожиданные великие открытия — от этих романтичных слов веет морским бризом, так и хочется отправиться в поход. В начале прошлого столетия, огибая Америку с севера, простирался путь трехлетней экспедиции Р. Амундсена — норвежского путешественника по полярным местам. Это был первый Северо-западный переход из Атлантического океана в Тихий, и совершен он был на промысловом судне из дерева — «Йоа».
Необычное свое название корабль получил в честь супруги первого владельца, и использовался изначально для охоты на тюленей, но чаще — для ловли и перевозки рыбы, преимущественно сельди. Это продолжалось до тех пор, пока его не купил Р. Амундсен.
Известный мореплаватель был стеснен в средствах, к тому же данных о глубинах вод возле Канадского Арктического архипелага практически не имелось. Небольшое судно с плоским дном и неглубоким погружением в воду — параметры «Йоа» — оказалось идеальным вариантом. Хотя, конечно, рисковать было нельзя, поэтому сначала следовало опробовать его для целей попроще. Так случился первый поход на «Йоа» в Баренцево море на целых пять месяцев. Судно прошло боевое крещение и не подвело, выдержав напор полярных льдов толщиной от 3 метров. Тогда его оснастили тросами для подъема парусов и управления якорем, а также двигателем на керосине, который использовался только для маневров, но не для движения. Кстати, это была первая в мире попытка механизировать судно.
И вот, наконец, исторический поход! Скользя по водам Атлантического океана, экспедиция собирала ценные научные сведения из разных областей. Например, занималась исследованиями земного магнетизма. Не обошлось и без настоящих приключений: то судно вмерзло во льды, то на подходе к Аляске от сильного шторма сломалась мачта. Ее, разумеется, заменили. Плотник из местных земель не взял с команды ни цента за работу, но поступил весьма находчиво, распилив старую мачту и распродав ее части как сувениры.
Поход завершился в Сан-Франциско. Он стал последним для судна, Р. Амундсен здесь его и продал. Дальнейшая история «Йоа» печальна: в местном парке оно стало разрушаться от непогоды, а до качественного его ремонта дело так и не дошло. В конце концов, его вернули на родину.
Однако в 2005 году памятник великим исследованиям и открытиям использовали для документальных съемок об экспедиции Р. Амундсена.
Сейчас «Йоа» можно полюбоваться в Морском музее Осло, куда судно было возвращено из США в конце прошлого столетия. Правда, с недавнего времени над ним был построен специальный шатер, чтобы защитить национальную гордость от возможных разрушений.