12:34Время (Осло) Разница с Москвой -1 |
0,62 млн.Население, чел. |
+47 22Телефонный код | 454Площадь км2 |
Сейчас | Завтра |
+6...+12 | +6...+13 |
90 % влажности | 90 % влажности |
0.6 м/с ветер ЮЗ | 0.6 м/с ветер ЮЗ |
Ставкирка из гуля
Что дольше всего способно хранить дух времен, дух жизни целых поколений простого народа? Конечно, церкви. Старинные средневековые деревянные храмы. В Норвегии их сохранилось немного — всего 28. Большинство из них расположились в отдаленных уголках страны, но в Осло можно полюбоваться одной из них. Это настоящее произведение искусства.
Построенная без единого гвоздя, она называется ставкирка из Гуля. За этим именем сокрыта целая история. Во-первых, ставкирка — это такой каркасный тип постройки церкви, при котором высокая мачта посередине сооружения поддерживает стены и крышу. Это распространенное в Скандинавии явление деревянного зодчества, пришедшее, вероятно, из Дании. Во-вторых, Гуль — город, в котором появилась эта церковь. Согласно исследованиям, она была построена из сосны в 1212 году, хотя, некоторые элементы, предположительно, еще старше.
Стояла бы она себе стояла, но тут пришла беда. Власти города распорядились снести древнюю и ветхую ставкирку. Однако за дело взялось Общество по сохранению культурных памятников, и церковь решено было спасти и выкупить. Идею поддержал король. В конце XIX века ее разобрали на бревнышки, перевезли в Норвежский народный музей в Осло и, пытаясь возродить, заново воздвигли.
Любопытный факт: с тех пор в мире появилось четыре реплики ставкирки из Гуля: две в Соединенных Штатах Америки и две на родине. Самое интересное, что в Норвегии они существуют именно в городе Гуль: одна была построена в конце XX века, причем на своем первоначальном месте, другая — всего лишь 10 лет назад местным плотником во дворе своего дома. Однако, несмотря на внешние сходства, внутреннее убранство этих церквей отлично от оригинальной столичной.
По переезду в столицу Норвегии внешний облик храма был старательно восстановлен, здание поставлено на каменное основание, чтобы защитить его от гниения, а внутренняя часть из шести ярусов сохранила элементы лютеранского искусства — старинные росписи стен в алтарной части, которых нет ни в одной из реплик. За образец для повторного возведения была взята ставкирка в Боргунде как наиболее самобытная из сохранившихся. С нее скопировали лишь некоторые детали: крыльцо, подступ к нему и драконьи головы на крыше — наследие скандинавской мифологии, языческий элемент. Так, здание слегка видоизменило и преобразило свой облик, в котором изначально не было даже окон! И пусть света в церкви все равно мало, так лишь атмосфернее.